Кейсы о работе с внешними сообществами
Cобрали для вас кейсы о работе с внешними сообществами. Обсуждали эти истории на нашем онлайн-квартирнике с экспертами – ребятами, которые сами организуют сообщества.

Надеемся, эти кейсы смогут натолкнуть вас на какие-нибудь мысли по взаимодействию с сообществами или, возможно, об организации собственного.

Если будут вопросы или комментарии, пишите в телеграме.
Агенда
    Эксперты квартирника:
    • Антон Гришин, сообщество Barnaul Digital Community
    • Иван Углянский, сообщество JUGNsk

    Формат обсуждения кейсов:
    • история сообщества за пару минут: кто создал, зачем, какие основные вехи, планы
    • с какими сложностями столкнулись, как преодолевали
    • инсайты:
      • для инженеров: как находить, как принимать участие в жизни сообщества
      • для компаний: как взаимодействовать
    • поправка на ковид

    Кейсы
    Антон Гришин, Barnaul Digital Community

    История
    Сообщество появилось в 2018 году. Совпало желание что-то сделать у нескольких организаторов (Антон и трое товарищей).

    Вдохновлялись митапами, которые проходили в том же самом Барнауле в 2013-2014. Тогда делали Punk U Brands и Сибирикс. Нынешним организаторам нравились те митапы, но со временем мероприятия закончились.

    В 2018 удачно совпало, что появилась Ассоциация Поддержки Инноваций и образовательный центр при ней. Решался вопрос с помещением, где можно проводить митапы.

    Первые встречи делали по менеджменту и маркетингу. Потом добавилась разработка и Data Science.

    Нашли кураторов на каждое направление.

    На осень 2020 планировали большую оффлайновую конференцию.

    Сложности

    1) Сомнения начальства
    Местные руководители компаний относились скептически. Боялись, что их разработчиков схантят на митапах.

    Как преодолевали:
    • на берегу договорились между собой, что эти митапы не про хантинг; регулярно транслировали эту мысль на аудиторию
    • не пиарили свои компании, чтобы не стать анти-ролевой моделью
    • отслеживали и пресекали попытки эйчаров просочиться и нарушать запрет на хантинг

    2) Поиск спикеров
    Как преодолевали:
    • Много выступали сами, чтобы подать пример
    • Приглашали друзей
    • Вытаскивали участников с других активностей города, например, хакатонов; в том числе на роль кураторов секций (а те в свою очередь приносили свой нетворкинг)

    3) Поиск площадки
    Тот образовательный центр, который был в начале – закрылся. Теперь приходится каждый раз подбирать новое место. Ещё не до конца преодолели.

    Инсайты
    — Для инженеров
    Минимальное: откликаться на призывы организаторов. Делиться обратной связью, выступать, помогать с организацией. Если не знаешь, как именно помочь или поучаствовать – спроси у организатора, точно не будет отнекиваться, посоветует, а потом ещё и поможет реализовать свой совет.

    Помни, что ресурс альтруизма – не бесконечный. Если активно помогаешь сообществу, то будь готов, что в какой-то момент устанешь. Решается системной работой над увеличением bus factor со стороны организаторов.

    Если делаешь своё сообщество, не поленись заморочиться на визуальный язык. Сильно помогает для коммуникаций и самоидентификации.

    Коммуникации – рассылки и чатики. Там никакого рокет сайенса; решает регулярность и "no bullshit".

    Экспериментируй с форматами. Так для барнаульского сообщества зашёл дрикнактон (погугли). Ещё есть круглые столы, хакатоны и на что только хватит фантазии.

    Если делаешь своё и планируешь привязать к компании, подумай ещё. Насколько это будет интересно, полезно и честно для участников. Если всё-акти надумаешь, честно рассказывай, что и как делаешь. Прозрачность важна.

    Регулярность решает. Однажды сделали перерыв на 3 месяца (временно исчерпали ресурс альтруизма), в итоге откатились на полгода назад по числу участников и обратной связи.

    — Для компаний
    Примерьте на себя самые популярные доводы в пользу того, чтобы отправлять своих инженеров участвовать в жизни локального сообщества:
    • прокачивать soft skills своих инженеров – а через это помогать им расти в своей основной профессии; например, присылать будущих или свежих тимлидов, чтобы качали навык социализации
    • делать доклады на внешнюю аудиторию, которые не всегда удобно сделать у себя в офисе и на должном уровне (тут всё хозяйство и помощь с качеством контента берут на себя бывалые)

    Поправка на ковид
    Все организаторы оффлайн-мероприятий переживали, что в онлайне пропадёт нетворкинг. Что нельзя просто так подойти послушать, о чём разговаривает кучка людей в кулуарах; будет сложно завязать случайный разговор.

    Это не так.

    Сложности есть, но нетворкинг в онлайне возможен; проверено.

    Если как организатор или компания собираешься переждать, подумай ещё. Возможно, ждать придётся долго, а за это время растеряешь наработки (регулярность решает, помнишь?).
    Иван Углянский, JUGNsk

    История
    В 2018 году съездил на jPoint в Москву в качестве спикера. Обратил внимание на активность местного JUG. Было видно, что не случайные люди, а коммьюнити, общаются. Подумалось: почему в МСК есть Java-сообщество, а в НСК нет. Непорядок.

    Написал эту мысль в твиттер, получил ответ "возьми и сделай". Пошёл делать.

    Побуждающий твит написал Тагир Валеев, известный гражданин в Java-кругах Новосибирска. Он же свёл Денисом Яковлевым, коллегой, у которого был интерес к созданию сообщества.

    Встретились с Денисом, прикинули планы. На первый митап позвали двух спикеров (среди которых Тагир). Потренировали доклады, договорились на спонсорство с компанией Дениса. Ожидали 50 участников, пришло 110. Следующий митап сделали через месяц и закрутилось.

    Важный фактор: тогда как раз открылась Точка Кипения в Академгородке. Решала проблему с площадкой: там помещение и техника бесплатные, с обмен на регистрацию на сайте. Со временем Точка Кипения открылась и в городе – удобно.

    Сложности
    Главная сложность – деньги на организацию. Со старта задали планку по кейтерингу и полиграфии (бейджи).

    В идеале хотелось иметь несколько спонсоров, чтобы не привязываться к деньгам одной компании и не потерять независимость.

    Непреодолённая сложность. Пока что каждый раз приходится заново искать компании, которые готовы поддержать в конкретный момент.

    Инсайты
    — Для инженеров

    1) Как найти сообщества у себя в городе
    Если в твоём городе живёт меньше 10 млн человек, скорее всего все плюс-минус в курсе про основные сообщества. Но если вдруг, то можно сделать так: нагуглить большое всероссийское сообщество (условный "Разбор полётов"), зайти туда и спросить "Есть кто из НСК?". Там или откликнется нужный человек, или дадут наводку.

    2) Как участвовать: в любой непонятной ситуации подойти с вопросом или идеей к организаторам
    Они точно посоветуют что-то дельное, будут рады твоим идеям и просто по-человечески рады отклику.

    3) Как организовать своё сообщество
    Проверь, что такого ещё нет в городе. Если есть, то крепко подумай, зачем тебе дублировать.

    Одна из главных штук – шуметь. Вкидывать в чатики, договариваться на ретвиты от селеб, делать это всё регулярно.

    Для компаний Не нужно пытаться получить моментальную прибыль от спонсорства. Поддержка сообщества – это работа на репутацию, узнаваемость.

    Поправка на ковид
    Сейчас время возможностей для региональных сообществ. Кейс: притащили на первый онлайн-митап JUGNsk селебрити-спикера, который вряд ли когда-нибудь бы добрался до оффлайна (живёт в Германии, воспитывает маленького ребёнка, не ездит в Россию).

    Ещё онлайн – это дешевле.
    Бонус-тема: взаимодействие с государством
    Barnaul Digital Community сотрудничает с Министерством цифрового развития региона. С их поддержкой планировали делать оффлайн-конференцию осенью 2020.

    JUGNsk активно пользуется Точкой Кипения – государственной площадкой. Представители Точки Кипения сами обращаются с идеями активностей вроде "а давай мы сделаем расшифровку докладов и выложим на Хабр".

    Так что как бы неуместно не казалось взаимодействовать с государством, не отбрасывай сразу эту идею, присмотрись к возможностям. Инсайт: всё зависит от конкретных людей на той стороне. Какие есть входы, насколько вменяемые там люди.
    Запись квартирника