Доклад как тренажер для софт-скиллов. Мнение продакт-лида
Автор: Амир Ахмедзянов
Узнавать о новых статьях блога в ТГ: @devrel_ru
Вы наверняка видели “матрицу компетенций” или “карту навыков” продакт-менеджеров. Многие, кто серьёзно задумывается о переходе в эту роль, реагируют одинаково: “И это всё нужно уметь?

Ответ — дискуссионный. Но есть блок, важность которого никто не оспаривает — софт-скиллы.

Продакт-менеджер — это роль про коммуникацию, умение презентовать, договариваться и быстро адаптироваться.

Как развивать эти навыки?

Один из способов, который сработал у меня — публичные выступления.

На первый взгляд, митапы и конференции далеки от продуктовой работы. Но на самом деле подготовка и проведение доклада — это самый натуральный pet-project: от поиска идеи → через “продажу” её программному комитету → до сбора обратной связи и улучшения продукта (вашего выступления).

Ниже я расскажу, как именно публичные выступления помогают развивать ключевые навыки продакт-менеджера. Приведу примеры из личного опыта.

Начнем!
1. Презентации
Это база. Подготовка и защита доклада учит чётко структурировать информацию, доносить её до аудитории и удерживать внимание.

Этот навык переносится в рабочие контексты:
  • определение требований с командой,
  • проведение демо,
  • защита продукта на стратегической сессии,
  • элеватор-питч.
После нескольких выступлений длинный монолог перестаёт пугать, а презентация становится инструментом, которым вы владеете уверенно.

Из опыта
С детства выступления перед аудиторией давались мне с трудом. Остро проблема проявилась в карьере: любое собрание на трёх и более человек превращалось в испытание. До сих пор помню деликатнейший комментарий от одного из директоров во время презентации проекта: «Что он там мямлит?»
После десятка докладов уже не мямлю — и умею уверенно реагировать на самые жёсткие вопросы и комментарии из зала.
2. Управление стрессом
Многих бросает в пот при одной мысли о выступлении на зал. Возникает тысяча причин отказаться. Но не спешите. Для продакта работа в условиях стресса и неопределённости — норма.

Выход на сцену — это такой управляемый “прыжок из зоны комфорта”, который:
  • тренирует стрессоустойчивость,
  • расширяет границы адаптивности,
  • добавляет в “копилку” кейс, когда было страшно, непонятно, но вы справились.
Из опыта
Сколько не выступай — первые секунды всегда самые сложные. Тогда больше всего трясет, пульс уходит в стратосферу и сложнее всего говорить. Но надо начать несмотря ни на что. Страх проходит примерно на 30 секунде. Остается собраться и начать получать удовольствие
3. Переговоры
Переговоры — один из самых сложных софт-скиллов. И неожиданно именно выступления помогли мне его прокачать.

Как это связано:
  • на сцене, как и на переговорах, вы взаимодействуете с аудиторией, которая может быть холодной или скептичной,
  • учитесь контролировать настроение другой стороны,
  • используете тактические паузы,
  • оставляете в речи “хуки”, чтобы направить разговор в нужное русло.
Из опыта
Недавно договариваясь с партнёрами о более выгодных условиях, я поймал себя на том, что выдаю яркий сторителлинг, описывающий, какие они прекрасные, но как нам с ними дорого. Подспудно, подкидывая вставки об условиях, которые бы нас устроили. Периодически замолкая, анализируя реакцию собеседников. Ещё та майндгейм, но раньше я бы даже не решился.
4. Держать в уме
Доклад, как и продуктовая работа, требует удержания в голове большого объёма информации.

Это отличный повод протестировать и отточить любимые приёмы:
  • опорные тезисы,
  • майндмэпы,
  • запоминание через ассоциации,
  • заучивание наизусть.
В конечном счёте нет разницы, что хранить в голове — детали бэклога или ключевые тезисы доклада.

Из опыта
Даже больше, мне кажется, подготовка к докладу, умение запомнить тезисы и свою речь — это что-то вроде заучивания стихов. Отличное упражнение, способное увеличить объёмы памяти. А уж как часто в продуктовом опыте нужно вытащить из головы детали проекта или продукта — тема отдельной огромной статьи.
5. Нетворк
Человек, рассказывающий со сцены, становится центром внимания. Не перестает оставаться центром внимания и после доклада.

Слушатели могут
  • задавать вопросы,
  • делиться инсайтами, способными дать другой взгляд на озвученную проблему,
  • даже предлагать сотрудничество.
Так растёт ваш профессиональный нетворк — один из сильнейших ресурсов для продакта.

Из опыта
Больше всего меня радует, когда после выступления приглашают на следующий ивент. Часто доклады приводили меня к рекомендациям HR интересных компаний. А однажды простое общение после конференции вылилось в работу над go-to-market-стратегией стартапа.
Как снизить нагрузку: роль деврела
Выступление с докладом крайне полезный pet-project. Он способен стать отличной тренировкой важных навыков продакт-менеджера. Вместе с тем, он так же может стать энергозатратной задачей. Однои из тех, которую не доводишь до конца. Или в середине реализации ловишь себя на мысли “зачем мне все это надо”?

Чтобы такого не случилось (вернее сказать, чтобы снизить свою нагрузку как спикера), очень помогает вовлечение деврела в подготовку.

По моему опыту это незаменимый друг, который поможет:
  • определить ценность и аудиторию доклада,
  • подать заявку на конференцию,
  • взаимодействовать с программным комитетом,
  • сделать ревью материала,
  • провести репетиции.
Вам останется лишь сосредоточиться на навыках, которые хотите прокачать, и получить максимум от опыта.
Доклад как тренажёр
Выступление с докладом — это не просто выход на сцену. Это комплексный тренажёр ключевых навыков продакт-менеджера: презентаций, управления стрессом, переговоров, памяти и нетворкинга. А с поддержкой деврела этот путь можно сделать проще и приятнее.

Не бойтесь пробовать — и пусть ваш следующий доклад станет ещё одним шагом к более сильной версии вас как продакта!

Об авторе
Амир Ахмедзянов – Product Lead.

Руководил платежной системой Яндекс.Практикум в РФ и на международных запусках. Сейчас отвечает за подписочный сервис и монетизацию приложения для инди музыкантов BandLab.

Основатель сообщества IT analyst NSK; консультант по продукту; ментор.

Блог: @it1Amir

Связаться: @trueAmir

Хотите написать пост для devrel.ru?

Сигнализируйте!
Подписаться на деврел-дайджест
Если хочется узнавать о новых статьях и читать лонгриды в почте