Как делать подкасты
удалённо, дешёво и даже без регистрации и смс
Автор: Лада Пичугина
Узнавать о новых статьях блога в ТГ: @devrel_ru
Привет!

Меня зовут Лада, я Employer Branding Team Lead в Space307.

В 2021 году мы запустили YouTube-шоу «307 пакетов» — говорили честно и по делу о жизни айтишников. Проект был душевный, любимый, но время всё расставило по своим местам: нас раскидало по разным странам, снимать качественные видео стало сложно, и шоу мы поставили на паузу.

В итоге мы попробовали ещё три формата — One-on-one, 307 номадов и Krasim Button. Все они были разными по настроению и задачам, но объединяло их одно — мы хотели делать что-то живое, нужное и в тему.

В этой статье не будет высоких материй, только практика: как собрать команду, что предусмотреть, где можно сэкономить и как не утонуть в процессе. Всё по шагам, чтобы вы могли запустить свой подкаст без боли и с адекватным бюджетом.
(1) О чём говорить: как найти тему
Формула: что болит у аудитории + зачем тебе подкаст = в какую сторону копать.

Мы это на себе проверили. У нас получилось три подкаста.

У каждого была своя цель:
  • One-on-one (совместно с Alter) — поддержка в тревожном 2022-м. Мы обсуждали с психологами и коллегами, как выживать в IT, когда всё вокруг нестабильно.
  • 307 номадов — релокантский подкаст. Делились историями из разных стран, помогали друг другу не раскиснуть.
  • Krasim Button — боль фронтенда. Чисто для своих: про легаси, старый код и найм.
Все эти идеи родились не на брейншторме, а в жизни — разговорах, чатах и смол-токах. Как же нащупать те самые темы?

  • Задайте себе базовые вопросы
– Что обсуждают вокруг — в чатах, на созвонах, в кулуарах?
– Какой опыт у ведущих, чем стоит поделиться?
– Что ведущих бесит, вдохновляет или тревожит в профессии и индустрии?

  • Проведите мини-опрос
Узнайте мнение команды или сообщества, хоть в Google Forms, хоть в чате.

Примеры вопросов:
– Что бы вы хотели услышать в подкасте?
– Какие темы вам близки, но плохо раскрыты?
– Про что вы сами могли бы рассказать?

Даже 5–10 ответов помогут нащупать нужный фокус.

  • Протестируйте идею
Объясните свою идею кому-нибудь одним предложением. Если в ответ получите «О, класс!» и кучу историй по теме, вы попали в точку. Если реакция вяленькая, пересоберите идею или сузьте фокус.

  • Нет идей — идите разговаривать
С коллегами, друзьями, случайными собеседниками.

Какая-нибудь фраза вроде «Слушай, а у тебя тоже ощущение, что все выгорели?» может стать темой целого сезона.
(2) Рабочая группа
Окей, решение принято — подкасту быть. Теперь важно собрать команду. Даже если ты делаешь всё на коленке, нужно понимать, кто за что отвечает. Так меньше суеты, проще планировать, и каждый выпуск не превращается в пожар.

Если бюджет минимальный, роли можно и нужно совмещать. Главное, чтобы всё было понятно и по-честному распределено.

  • Ведущий (или ведущие)
Это не просто человек у микрофона. Ведущий задаёт ритм, вовлекает гостя, держит разговор в фокусе. Мы в Space307 нашли удобную формулу: два ведущих + гость. Так легче брейнштормить темы, делить ответственность и не тянуть всё на себе.

  • Сценарист
Отвечает за структуру выпуска: выбирает тему, формулирует ключевые вопросы, собирает тезисы.

Если подкаст камерный и без лишних вложений, сценарий чаще всего пишет сам ведущий. Потом второй ведущий и продюсер могут добавить свои правки. Это даже удобнее: так лучше чувствуется тема и не звучит, будто читаешь по бумажке.

  • Продюсер
Организует процесс. Ищет гостей, назначает созвоны, отправляет брифы, следит за сроками. Это человек, который держит всё на контроле.
Если ты один всё запускаешь, скорее всего, ты и есть продюсер.

  • Дизайнер
В первую очередь дизайнер нужен для разработки визуального стиля подкаста. Это общее настроение, цвет, шрифт, композиция. Сильный визуал делает подкаст узнаваемым и помогает выделиться в ленте.

Также дизайнер готовит обложки: общую на подкаст и карточки под каждый выпуск.

Если бюджета нет, можно стартовать с простым визуалом. Главное, чтобы обложки были читаемыми и простыми и цепляли с первого взгляда.

  • SMM-менеджер
Даже самый классный подкаст никто не услышит, если про него не рассказать. SMM-спец нужен, чтобы выпуск не просто вышел, а дошёл до слушателя. Он оформляет анонсы, пишет посты, выбирает цитаты, делает выжимки или рилсы и обрабатывает фидбэк.

Если бюджета нет, эту роль может взять на себя кто-то из команды. Часть задач можно автоматизировать: запланировать посты, использовать шаблоны, нарезать короткие видео из Zoom.

  • Монтажёр
Убирает шумы, вытаскивает звук, режет тишину, спасает, если кто-то кашлянул в микрофон.

Можно монтировать самому (например, в Descript или GarageBand), но если хочется выдохнуть, лучше найти человека. Это первая роль, которую стоит делегировать.

В нашем случае роли были распределены следующим образом:
  • Ведущие (они же сценаристы)
  • Продюсер (он же SMM Manager)
  • Монтажёр (фрилансер)
  • Дизайнер (инхаус из команды Employer Brand)
(3) Как не перегореть: планирование
Прежде чем звать гостей и бежать в запись — остановитесь.

Сначала надо понять: сколько выпусков вы реально готовы вытянуть? Не в идеальном мире, а в том, где дедлайны, отпуска и простуда с кашлем.

Абсолютно нормально, если подкаст ограничится одним сезоном. Он может быть как мини-сериал: рассказали, что хотели, закрыли тему и пошли дальше. Никакой обязаловки.

Важно договориться обо всём внутри рабочей группы заранее.

У вас может быть разное представление о темпе, объёме и формате. Лучше на старте зафиксировать:
  • сколько выпусков делаем в сезоне;
  • как часто они выходят;
  • в какие дни и время команда может записывать подкаст.

Так всем будет легче распределить силы и не выгореть. У вас будет ощущение законченности и понятного таймлайна. И слушателю комфортно: он понимает, что есть логика и финал.
(4) Поиск гостей и взаимодействие с ними
Для рекрутинга гостей все средства хороши. По личному опыту рекомендую обращаться к коллегам из нетворка либо лично, либо с кличем в чат. Также здорово выходить на конкретных гостей через ведущих подкаста: как правило, с коллегами «вхолодную» гости легче выходят на контакт.

При первом контакте важно максимально ёмко рассказать о том, что предстоит.

Пример:

«Настя, привет!

Меня зовут Лада, я занимаюсь развитием бренда работодателя в Space307.
Ваш контакт мне подсказала моя коллега Анастасия.

Мы делаем подкаст «307 номадов», где обсуждаем темы, волнующие айти-спецов в 2023 году.

Мы готовим выпуск на тему «Почему в айти сложно» и хотели бы пригласить вас в качестве эксперта на комментарий. В выпуске хотим раскрыть все трудности профессии через аспект повышенной тревожности за проекты, выгорание и так далее.

Сам выпуск занимает 40–60 минут, в выпуске мы делаем вставку с комментарием эксперта на 20–30 минут.

Вопросы к выпуску мы присылаем за несколько дней до записи, чтобы была возможность заранее подготовиться.

Подскажите, пожалуйста, вам могло бы быть интересно поучаствовать?)»

Если всё ок и гость готов вписаться в движ, то будет здорово отправить ему бриф по дальнейшим шагам.

Наш бриф для гостей:

(1) Знакомство гостя с брифом и сценарием.
Ознакомься с этим брифом, а сценарий пришлём за пару дней до нашего созвона-знакомства.

(2) Встреча-знакомство с гостем
Наш созвон займёт примерно час. На нём познакомимся в Zoom, обсудим сценарий, внесём необходимые правки и договоримся о дате записи.

(3) Запись
Подробный гайд по технической подготовке к записи ты найдёшь по ссылке. По времени — мы запланируем два часа, чтобы успеть проверить качество записи и настроиться.

(4) Правки
Примерно через две–три недели мы придём к тебе с финальным вариантом и правками. Попросим ссылочки для описания, если они будут необходимы.

(5) Публикация
Предупредим тебя о дате выхода выпуска, пришлём промо материалы для твоих социальных сетей и, конечно же, ссылку на опубликованный выпуск подкаста.
(5) Техническая подготовка
Чек-лист по техническому оснащению:
  • помещение без эха
  • микрофоны для ведущих
Например, мы использовали Rode NT1 5th generation с подставкой Rode ds1 и Blue Yeti (​​GarageBand с плагинами izotopic de-esse, de-hum для шумоподавления).
  • приложение «Диктофон» для iPhone
Если у гостей нет микрофона, то можно использовать телефон для записи. Его необходимо разместить как можно ближе к себе. На практике гостю лучше всего записать буквально 10 секунд и отправить продюсеру, чтобы он сверился с монтажёром по качеству записи.
  • безлимитный сервис для видеозвонков
Рекомендую делать запись созвона с отдельной аудиодорожкой (такое точно можно реализовать в Zoom). Так, если в записи что-то отвалится, то будет материал из звонка, который можно передать монтажёру.
  • проводные наушники
Нужны, чтобы в микрофоне не было слышно звука созвона. А проводные, чтобы в ненужный момент не разрядились или не отключились от Bluetooth.
(6) Монтаж и постобработка
Записать выпуск — это только полдела. Дальше начинается магия: вырезать шумы, убрать неловкие паузы, склеить разговор и сделать так, чтобы вас было приятно слушать.

Конечно, можно попробовать осилить Descript, GarageBand, Audacity или Reaper, если действительно есть желание и время во всём разобраться.

Мы же сразу поняли, что эту часть будет проще делегировать, потому что на качественном уровне сами такую задачу выполнить не сможем.

Мы работали с фрилансером. Такой формат выбрали, потому что он бюджетный (порядка 50€ за выпуск), гибкий (монтажёр на связи и готов послушать отрывок для записи в удобное время для чека звука) и оперативный (наш монтажёр сразу обозначал дедлайны, которые подходили для сверки).

Если у вас большой бюджет, можно работать со студией, где всё сделают под ключ. Но это уже совсем другой масштаб и другой чек. Это был не наш путь, мы искали лёгкий и управляемый процесс.

Как отдавать правки монтажёру
Чтобы не тратить нервы друг друга, обсудите процесс работы на старте:
  • Скидывайте сразу все правки одним паком.
  • Пишите таймкоды с пометками: что вырезать, где заменить.
  • Уточните, сколько у вас итераций правок. Сразу договоритесь о том, что после согласования с гостями вы можете прислать ещё пару правок.
Чем яснее, тем меньше пересборок и недопониманий.

Джингл — хайп
Джингл — это короткая музыкальная заставка, которая встречает слушателя и создаёт настроение подкаста. По сути, это звуковой логотип. Необязательная вещь, но классно работает на узнаваемость.

Для каждого подкаста мы подходили к этому по-разному:
  • One-on-one: джингл написала наша коллега, которая занимается музыкой — получилось камерно и атмосферно.
  • 307 номадов: выбрали готовый вариант на площадке с лицензионной музыкой — быстро, бюджетно и без головной боли.
  • Krasim Button: решили блеснуть креативом и позвали озвучить джингл Руслана Габидуллина. Получилось по фану и очень в тон формата.

Что важно:
  • Джингл должен быть коротким (до 30 секунд).
  • Без сложных слов и «радиоэфирной» серьёзности.
  • Важно, чтобы джингл передавал настроение подкаста.
(7) Публикация и хостинг
Итак, выпуск смонтирован. Пора показать его миру! Чтобы подкаст появился на Spotify, Apple Podcasts и других платформах, нужен хостинг. Это как сервер для аудио: туда загружаешь файл, а он сам раздаёт его по всем площадкам через RSS (Really Simple Syndication) — специальный XML-файл, в котором хранится информация о выпусках: название, описание, ссылка на аудиофайл, дата публикации.

Для бюджетного подкаста в качестве хостинга можно выбрать бесплатные решения. Например, Spotify for Creators или Mave.digital.

Что нужно для публикации выпуска:
  • аудиофайл (обычно в формате MP3, 128–160 kbps);
  • название выпуска — конкретное, короткое и цепляющее;
  • описание — о чём выпуск, кто гость, какие темы;
  • обложка — либо общая, либо специально для выпуска;
  • полезные ссылки — то, о чём упомянули в выпуске и к чему можно обратиться.
(8) Продвижение и анонсы
Аудитория не найдёт ваш подкаст самостоятельно — продукту вашего творчества нужно помочь. Даже если вы вложили душу в запись и монтаж, без анонсов и базового продвижения всё это пройдёт мимо слушателя.

Что работает
  • Социальные сети компании — база. Лучше использовать разные форматы. Делайте анонсы о выпусках, как посты, так и короткие видео с хайлайтами.
  • Внутренние каналы — обязательно делитесь подкастом со своими. Ребята смогут поделиться им с друзьями.
  • Личные социальные сети — друзья, коллеги, знакомые из профессионального окружения быстрее обратят внимание на вашу работу, если о ней будут рассказывать сами ведущие и гости.
  • Своё комьюнити — например, отдельный Telegram-чат с анонсами и возможностью пообщаться со слушателями. Это не только продвигает сам подкаст, но и помогает находить единомышленников, может быть даже гостей для будущих выпусков.
(9) Бюджет: на чём можно экономить, а на чём не стоит
Подкаст можно сделать вообще без вложений. А можно вложиться в него как в мини-проект с командой, фрилансерами и продакшном. Всё зависит от целей, формата и доступных ресурсов.

Что можно делать бесплатно или почти бесплатно
  • Запись — на Zoom и диктофон (если гость без микрофона).
  • Хостинг — Spotify for Podcasters или Mave полностью бесплатные.
  • Продвижение — через личные и внутренние каналы (закупка постов в Telegram).
  • Джингл — классно сделать свой, но для первого раза можно ограничиться покупкой готового бюджетного решения.

Во что лучше вложиться
  • Звук — нормальные микрофоны и тишина помогают делать запись качественнее.
  • Монтаж — долго разбираться самостоятельно и на высоком уровне.
  • Визуальный стиль — люди любят глазами. Визуал должен запоминаться.
  • Время — на подготовку сценариев, брифов и коммуникацию с гостями.
Начните с простого
Запустить подкаст — не страшно. Необязательно иметь студию, бюджет и 100 миллионов идей на сезон вперёд. Хватит парочки микрофонов, актуальной темы и желания сказать что-то важное.

К тому же, не нужно сразу делать идеально. Главное — начать.

А дальше придёт ритм, аудитория и драйв.

Чек-лист перед стартом: гайдлайн по подготовке и публикации первого выпуска:
  • Придумать тему и цель подкаста.
  • Определить формат и количество выпусков в сезоне.
  • Собрать команду и распределить роли.
  • Написать сценарий первого выпуска, а лучше сразу двух–трёх.
  • Найти гостя (если он нужен) и отправить ему бриф.
  • Настроить техническое оснащение (микрофоны, софт, тихое помещение).
  • Подготовить джингл и обложку.
  • Записать и смонтировать выпуск.
  • Выбрать хостинг и настроить RSS.
  • Подготовить анонс: текст, карточки или рилз, ссылку.
  • Опубликовать и анонсировать выпуск.
Благодарности
Подкаст — это всегда больше, чем просто звук. Это тексты, обложки, монтаж, живые разговоры и поддержка на каждом этапе.

Спасибо моей команде: Даше Катаевой, Вите Пасынку, Жене Федотову, Ване Горбунову, Косте Бычковскому, Илье Целышеву — за идеи, сценарии, обложки, монтаж, поддержку и умение делать классно.

Спасибо всем нашим гостям за честные разговоры и доверие. А ещё — нашим слушателям за поддержку и обратную связь!

Об авторе
Лада Пичугина — 7 лет в HR на стыке бренда, рекрутмента и коммуникаций. Сейчас лидирует направление employer branding в Space307 и запускает внутренние и внешние проекты.

Связаться:

Хотите написать пост для devrel.ru?

Сигнализируйте!
Подписаться на деврел-дайджест
Если хочется узнавать о новых статьях и читать лонгриды в почте