В помощь спикеру: уроки школы сценарного мастерства
Автор: Дина Измайлова
Узнавать о новых статьях блога в ТГ: @devrel_ru
2020. Январь.

Новогодние праздники идут полным ходом, но вместо оливье и утреннего сна – я участвую в марафоне «Самодисциплина для писателей и сценаристов» от сценарной мастерской Александра Молчанова.

7 дней подряд. Каждое утро — по 1–1.5 часа. Мы пишем, анализируем, слушаем и снова пишем. Вместе со мной 30 таких же безумцев — людей, которые хотят стать писателями, а не просто мечтать об этом.

Прошло 5 лет… (монтажная склейка)

2025. Лето.

И я работаю деврелом и бизнес-тренером в IT-компании – готовлю спикеров к выступлению на митапах и конференциях.

И казалось бы — где сценарное мастерство, а где IT-доклады? Но...

Спикер — это тоже писатель!

Прежде чем выйти на сцену, он должен создать «текст»: придумать идею, структуру, метафоры, выводы. Написать доклад, создать его практически как сценарий.

И тут могут пригодиться уроки сценарного мастерства!

Александр Молчанов — драматург, сценарист и преподаватель. Автор более 100 сценариев, книг, курсов и пьес. Его сериалы идут по ТВ, а пьеса «Убийца» вошла в список лучших современных пьес.

Он показал нам, как креатив превращается в профессию — в работу, которая даёт результат по расписанию.

И этот подход идеально ложится на спикерскую практику:
  • Есть сроки.
  • Есть дедлайны.
  • Есть сцена.
  • Есть ответственность перед слушателями.
5 ключевых правил, которые я вынесла с марафона по сценарному мастерству
1. Сформулируй главную мысль доклада

Сначала определи цель и основную мысль своего доклада. И только потом "нанизывай" на них подробное содержание и детали.

Любое качественное выступление — как хорошая книга или фильм — должно укладываться в 1–2 предложения.

===

Примеры:

  • Фильм Марка Захарова “Убить дракона”
Финальный диалог главных героев: "Ну что, ты так ничего и не понял?!" - говорит герой Олега Янковского (Дракон) герою Александра Абдулова (Рыцарю). "Дракона надо убить вначале в себе! В себе! Понимаешь?"

  • Фильм Роберта Земекиса “Форрест Гамп”
Дурак дураку – рознь!
Настоящий дурак тот, кто совершает глупые поступки”.
Жизнь - как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, что внутри. Мы не знаем, что нам суждено, но мы можем стараться. Ты сам строишь свою судьбу, распорядись получше тем, что тебе дал Бог”.

  • Книга Бориса и Аркадия Стругацких “Понедельник начинается в субботу”.
"В институте работали Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было — "Понедельник начинается в субботу". И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек — маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. Потому что так же, как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже, чем в обезьяну".

===

Задай себе вопрос: что я хочу сказать своим докладом?

Например, основная мысль в моём докладе "Как преодолеть синдром самозванца?": если ты чувствуешь этот синдром, значит, профессионально вырос, набил шишек и способен себя критически оценить.

Или в докладе "4 шага, чтобы стать спикером": выступление — это тренируемый навык, а не дар свыше.

2. Определи свой творческий пик

Когда тебе пишется лучше всего? Раннее утро? Поздний вечер? У каждого свой творческий пик. Мы не можем быть креативными 24/7.

Найди своё окно — время максимальной энергии и творческого подъема и береги его.

Творческий пик – похож на свежий ветер жарким днем. Вот только что мы плавились от жары, ничего не хотелось, и в голове не было ни одной мысли. Но вдруг – рррраз – внутри что-то заискрилось и стали приходить идеи!

Это может случится поздним вечером, когда уже пора спать, а тут пошло! И до глубокой ночи голова выдает классные идеи, необычный ракурс на тему доклада или креативит образы для презентации.

Или ранним утром, когда еще можно понежиться в постели, в голову приходит мысль и сон улетает безвозвратно.

Это всё проявления творческого пика.

Как правило он происходит системно в одно и тоже время.
  • Раннее утро у "жаворонков" – с 6 до 8 утра.
  • Поздний вечер у "сов" – с 23 до 2 ночи.
  • Вечер с 18 до 20 часов – у "голубей" (есть ещё и такая птица🙂)

У меня это раннее утро: я открываю глаза и в голове уже роятся мысли, что я хочу рассказать, о чем поведать, или какой поворот/упражнение будет в моем тренинге.

3. Создай свою зону тишины

На время творческого пика убери всё лишнее: никаких звонков, задач, встреч, мессенджеров и всплывающих уведомлений.

Это твоё священное время для творчества.

И это не прихоть – это необходимость! Любая мелочь легко может выбить нас из контекста и привести к потере энергии и “набранной творческой высоте”.

Любой “дзинь” от уведомления или текст всплывающего сообщения, даже если мы увидим его краем глаза – всё это должно быть отключено или убрано далеко в сторону на это время.

4. Вычисли свою авторскую норму

Сколько ты можешь выдать за один подход? Полстраницы? Две? Пять?
Как это посчитать – пиши каждый доступный для этого день в момент творческого пика, пока не иссякнет творческий заряд.

На марафоне мы писали каждый день, пока пишется – и в конце знали точно сколько страниц в день может выдать каждый. Про себя теперь знаю, что 2.5 страницы – это мой объём, моя писательская норма.

Зная свою «норму» можно посчитать и ритм и общее время на создание доклада. Закладывай 2-3 недели на спокойную работу с докладом.

Если взять больше времени – можно сильно растянуть процесс и никогда не завершить начатое. Меньше – доклад может остаться “сырым”.

Саму суть доклада, структуру и черновик текста можно создать за один день, даже час.

Обычно так и бывает – мы с коллегами в моменте фиксируем главную мысль и цель доклада, а далее наращиваем объем и шлифуем материал: ищем подходящие слова и примеры, подбираем визуальные образы для презентации. Делаем тестовые прогоны, чтобы просчитать время.

5. Раздели творчество и правки

Никаких исправлений и корректировок в момент создания текста!

В свой творческий пик задача автора – создавать! Все правки – потом, даже опечатки не исправляем.

Иначе мозг переключится с творчества на критику и момент будет упущен.
Как это перевести на язык спикеров?
Есть доклад, который нужно сдать к сроку.

Что нужно делать?
  1. Найти свой творческий пик — и в это время писать.
  2. Определить норму — и планировать по ней.
  3. Начать с ключевой мысли доклада.
  4. Затем создать драфт — общий скелет + ключевые идеи.
  5. В творческий пик только создавать — править, шлифовать и корректировать в любое другое время.

Важно!
Не пытайтесь создать доклад за один присест.
Делайте это как писатель: поэтапно, осознанно, по системе.
Для успеха в творческих задачах дисциплина очень помогает.

Дерзайте!

Об авторе
Дина Измайлова – бизнес-тренер со стажем 12 лет, из них 3 года в девреле – обучает начинающих и опытных спикеров.

Работает в компании DatsTeam. Автор и ментор курса "Школы спикеров DatsTeam".

Методолог проекта DatsTechTV (место, где каждый может поделиться знаниями с миром) и бота для спикеров @DatsTechTV_Bot.

Автор канала "СпИкать и не `Икать" – для спикеров и тех, кто хочет ими стать.

Связаться: @DinaIzm

Хотите написать пост для devrel.ru?

Сигнализируйте!
Подписаться на деврел-дайджест
Если хочется узнавать о новых статьях и читать лонгриды в почте